Баланс «брать – давать» или наблюдения за практикой публичных выступлений


В психологии часто говорится о балансе «брать – давать» в отношениях между супругами, детьми и родителями, и пр. В публичном выступлении между оратором и аудиторией этот баланс тоже есть.
Можно дать много, и аудитория почему-то не возьмет, можно мало или совсем ничего и не получить желаемого отклика. Вообще это процесс обоюдный. Важно не только желание оратора давать или брать, но и желание и возможность аудитории этот баланс уравновесить.
Истина как обычно где-то по середине, а все остальное – перекосы и смещение баланса.

Например, оратор может хотеть дать аудитории какую-то информацию, свои эмоции, энергию, может пытаться чему-то научить/ помочь разобраться/ удивить/вдохновить/убедить или преследовать прочие цели, но аудитория может быть не готова взять так много, или быть заранее негативно настроена или хотеть чего-то другого. И так далее.
Важный момент – это дать столько, сколько аудитория может унести. Не дать лишнего очень важно. Дать столько, чтобы аудитория могла восстановить баланс и не остаться в должниках. Иначе неизбежна фрустрация: «Я им все! А они мне ничего».

Этим страдают люди многих помогающих профессий. Психологи, педагоги, тренеры. Особенно начинающие. Дать все, что ты знаешь, нагрузить всеми возможностями, ведь ты учился так долго, и вот он, твой шанс помочь, спасти поддержать, научить. Такие ораторы часто жалуются на недостаток времени выступления например, не укладываются в регламент и спешат говорить. Правда говорят они обычно с жаром, но аудитория от этого скорее устает, чем заряжается.

С опытом это уходит, и ты уже лучше начинаешь понимать, кому и сколько нужно «взвешивать», и что научить невозможно, можно только научиться, и что помочь человек себе может только сам, а ты можешь его лишь поддержать.

Бывает же и наоборот. Аудитория может быть жадной до знаний, но если оратор по каким-то причинам не дает то, что от него ждут, то возникает напряжение. Причины такого дисбаланса я встречаю совершенно разные. Начиная от немотивированности самого оратора в своем выступлении, до того, что оратору КАЖЕТСЯ, что аудитории его выступление будет неинтересным по разным причинам: «Они же и так все знают и понимают. Чему я могу их научить?»

Приведу еще пару примеров дисбаланса. Если человеку легко отдавать, но сложно брать он будет избегать благодарности аудитории. Не принимая этой благодарности, он как бы оставляет людей должными. Бывает, что аудитория хочет поаплодировать выступившему, но он уже убежал со сцены: «Нет, нет что вы, не нужно, не стоит благодарности»
С другой стороны если человек легче берет, чем отдает, то аудитория по умолчанию что-то должна. Тут возникают ожидания, иллюзии, требования: «Пусть сами догадываются!» «Да это ж ежу понятно!»

Важный вопрос при подготовке к публичному выступлению «сколько»? Какого количества информации, эмоций, аргументов, активности, слов, времени будет достаточно для достижения поставленной оратором цели. Но, конечно же, не на все вопросы вы сможете ответить заранее, только приблизительно. Ведь баланс «брать – давать» выстраивается только в процессе живого взаимодействия между людьми, поэтому важно его чувствовать. Иногда достаточно одного двух слов, а иногда и 1000 ни к чему не приводит.

Итак, ищите баланс! Удачных вам выступлений!

Автор Константин Почтенный