Открытые жесты или закрытые

Вот в чем вопрос. Довольно часто сталкиваюсь с такой ситуацией на тренинге ораторского мастерства. Выходит человек выступать берет руки в «замок» и тут же получает от аудитории обратную связь о том, что он «закрыт». Причем даже не всегда понятно, что имеется ввиду под этим словом. Давайте попробуем разобраться.

Обычно мы говорим про «закрытого» человека, когда чувствуем некое недоверие к себе. Оно может выражаться как вербально, так и невербально. Рисуется образ со скрещенными руками и ногами. Образ человека, не смотрящего в глаза. Соответственно, очень легко сделать ложный вывод: если человек стоит перед нами в такой позе, это ТОЧНО означает, что он «закрыт». Так часто утверждают популярные книжки о языке тела. Руки чешутся с этим поспорить.

Все-таки не все так просто. У каждого человека есть свои границы, потому говорить о тотальной закрытости и открытости вряд ли можно. Один и тот же человек, рассуждая на разные темы с разными людьми, будет выдавать разную степень открытости. Говоря же о невербальном языке: почесал нос значит врет, руки в замке — закрылся, демонстрирует ладони – открыт всему миру и тому подобное, то уверен, что можно держать руки в замке и быть открытым к аудитории. Наоборот, демонстрировать ладони, держа скрытыми эмоции и мысли, боятся говорить откровенно, тем самым оставаясь закрытым.

Вот вышел человек. Носочки внутрь, глаза в пол, плечи подняты, руки в кулаках. От волнения его трясет, но при всём при том он может говорить искренне, говорить в открытой коммуникации, не манипулируя аудиторией. Работа здесь будет состоять в телесном раскрепощении, в раскрепощении жеста, подчиненного внутренним образам, мыслям, желаниям. Самое важное, чего всегда опасаюсь в работе с жестами, позой, движением – это не убить в человеке его естественные импульсы, не научить его штампам, от которых потом очень трудно избавиться.

На одном из занятий, делая презентацию, молодой человек, который очень усердно жестикулирует открытыми ладонями, говорит абстрактный текст, который никак не раскрывает его самого. Или другой пример, когда вся группа говорит женщине о том, что за ее замечательными открытыми жестами не видно ее саму. Демонстрация открытости как способ закрыться, не показать личного. Эмпатически развитый человек обязательно заметит этот обман и будет чувствовать диссонанс.

Что мы имеем в итоге от прочитанного большим количеством людей книжек, в которых нам рассказывают про «открытые» и «закрытые» жесты, и про то, какие жесты что означают и как воспринимаются. Ораторы пытаются показывать открытость, концентрируются только на внешнем, излишне контролируют себя, опасаясь показать свои границы, от чего дистанция между ними и публикой еще больше увеличивается. А аудитория частенько не замечает главного, сути выступления, концентрируется на стереотипе, пропускает хорошие речи мимо ушей, и наоборот, слушает частенько глупые вещи, оставаясь довольной визуальным образом. Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад. А жаль…

Автор: Константин Почтенный