«Я тебя вижу» Часть 2

Вдогонку к предыдущей заметке. Недавно увидел отрывок из фильма «Запах женщины», где Аль Пачино говорит речь на студенческом «суде». В фильме он играет слепого бывшего военного. Он говорит прекрасную речь. Эмоционально сильную. Зал слушает его, затаив дыхание. При этом он слеп, а, стало быть, не видит своей аудитории. Небольшой, но очень важный момент. В его сознании аудитория есть, она есть в его внимании, и внутри он обращен к ней.

Удивительно, но часто я не вижу этого у людей зрячих. Которые вроде и смотрят, но внутри они «не видят» аудиторию. В жизни я наблюдал нескольких ораторов, которые практически не смотрели на аудиторию во время выступления. Но при этом их все слушали и были очень внимательны к каждому их слову.

Контакт глазами – одно из основных правил, которому должен следовать оратор, но этих людей не хотелось поправить. Все было органично и без прямого контакта. Если мы не смотрим на человека, значит ли это, что контакт с ним отсутствует? И, наоборот, если мы смотрим на аудиторию, то означает ли это, что мы обязательно находимся с ней в контакте?

Можно привести пример из актерской практики. Часто актеры говорят про контакт с аудиторией, при том, что в большинстве случаев они вообще не смотрят в зал или не видят его из-за бьющей в глаза рампы. Но. Актер чувствует настроение, отклик, реакцию своего зрителя. То же можно и наблюдать у журналистов. У неопытных есть ощущение, что они говорят с камерой, а у опытных – будто именно с тобой говорят через экран телевизора. Недаром их учат смотреть в камеру и представлять своего зрителя. Также и в ораторском мастерстве, только возможностей увидеть у вас здесь гораздо больше. Ведь перед вами сидят живые люди, обращенные к вам. Осталось только их заметить.

Смотрите на аудиторию, но не просто смотрите, а чувствуйте её («Я тебя вижу» – как в упомянуто в прошлой заметке), используя для этого все возможности ситуации. Тогда процесс выступления будет захватывать и увлекать вас – отдача всегда чувствуется.

Удачных выступлений!

Автор: Константин Почтенный